Всему, как говорится, свое время. На наших глазах меняется мир. За четверть века, а для кого-то это много, для истории – миг, произошло становление национального бренда, имя которого – «Сделано в Казахстане». И сегодня этим должны гордиться все жители республики – считает Герт Хореманс, соучредитель компании «Кормовик».
Герт Хореманс, соучредитель и главный технолог ТОО СП «Кормовик» (Алматинская область).
…Менее тридцати лет назад, когда я приехал в Казахстан, и начал заниматься здесь бизнесом, то, объезжая регионы, редко слышал казахскую речь. Со мной все говорили только на русском. Расплачивались в рублях, а хороших ресторанов в Алматы, где в основном приходилось дислоцироваться, можно было посчитать на пальцах.
Пробок на дорогах не было, иномарки скорее были исключением, чем правилом. Да и Астана была еще Акмолой. Количество действующих птицефабрик резко сократилось, а работающие производили небольшой объем продукции. На этом фоне вполне объяснимо появление «ножек Буша» и «золотых» яичек, заполонивших рынки и магазины страны. Последствия такого нашествия еще долго отражались на экономике местного птицепроизводства. Ощущаются они и сегодня, хотя уже и в не такой степени. За всем этим - результат поворота государства к собственному производству. Произошло это четверть века назад и это время стало поворотным в истории страны. Появилась национальная валюта – тенге. Замечаю, не только коренные жители республики, но и русские, немцы, корейцы и другие граждане мультиэтнического Казахстана выучили государственный язык. Есть куда пойти отдохнуть - ресторанов в Алматы множество, Астана стала столицей и символом современного и быстро развивающего Казахстана. Ныне столица получила новое имя – Нур-Султан.
А что стало за эти годы с казахстанским птицеводством?
…Произошло возрождение птицефабрик. В немалой степени благодаря поддержке со стороны государства. Большинство крепко стало на ноги, появились новые. Как результат - яичный рынок республики заполнен на 100% производством собственной продукции. Производители получают субсидии, которые могут инвестировать. Но есть импорт из России и Китая, который иногда «мешает» и оказывает давление на цены. Бройлерное производство, которое также поддерживается субсидированием со стороны государства, постепенно развивается. Последние данные говорят, что у казахстанского бройлерного производства создан потенциал развития до 250 000 тонн мяса птицы в год. Помехой рывку в данном направлении, конечно, является импорт из России, Украины и других стран. Но, думаю, умелое и тонкое вмешательство некоторых государственных органов в области ветеринарных и санитарных норм по импорту мяса птицы, будет помогать выходу из ситуации.
… Сегодня в маркетах и торговых центрах можно увидеть на прилавках продукцию с надписью «Сделано в Казахстане». Какие чувства это вызывают у потребителей в Казахстане? Конечно же, гордость: «Мы никого не хуже!». Но, считаю, что можно было еще больше пиарить этот брэнд, чтобы чувство гордости еще глубже врастало в сознание казахстанцев.
Наряду с этим отмечу, что важной отличительной особенностью производства товаров в Казахстане является, все-таки, широкий мультипликативный эффект для экономики страны: создание рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет (районный, областной и республиканский), повышение платежеспособности населения, уменьшение социальных расходов и т.д. Действительно, казахстанские птицефабрики делают много для развития сельскохозяйственной экономики страны. И поэтому очень важно делать при этом ударение в их маркетинговой стратегии на производство продукции под брендом «Сделано в Казахстане».
…С этим я полностью согласен и поддерживаю такую тенденцию. Ибо это будущее страны. Бывая на птицепредприятиях в разных регионах Казахстана, анализирую их работу и замечаю, что многие местные производители птицеводческой продукции предпочитают работать с импортными поставщиками премиксов и БМВД. Почему? Разве у нас нет местных производителей данной продукции для птицеводства? Есть и у них достаточно мощностей, чтобы закрыть потребности отечественных птицефабрик. Как я знаю, в Казахстане работают два крупных производителя премиксов – по одному на севере и юге. Тогда почему более 60% казахстанских птицефабрик выбирают российских премиксеров? Чем они привлекают: качеством, ценой, доверием? Навряд ли, все именно так. Давайте, разберемся
…Когда 12 лет назад я решил вместе со своими казахстанскими партнерами создать предприятие по производство премиксов и БМВД, мы инвестировали в экономику Казахстана, потому что верили в страну, ее людей и ее будущее. В не самые легкие экономические времена без единого банковского кредита была приобретена земля, проложена асфальтированная дорога, подведены электричество и газ, построен современный завод с новой лабораторией. Все это - прямые иностранные и отечественные инвестиции в экономику Казахстана.
А теперь хочу спросить: сколько за 10 лет инвестировали в казахстанскую экономику российские компании ДСМ, Мегамикс, Виломикс и другие? Отвечаю: 0 тенге. Брать всегда легче. По сути получается, казахстанские потребители кормят вышеназванные и другие зарубежные компании, помогая им развиваться. И это, повторюсь, когда имеются свои, местные производители подобной продукции.
Свободный рынок, все делают что хотят, говорят потребители. Согласен. Но почему тогда в Европе каждая страна делает протекцию своим товаропроизводителям и защищают их на самом высоком уровне. Мне в Брюсселе это хорошо видно. Развиваясь, за все эти годы Казахстан занял особое место в экономике Центральной и Средней Азии. С высоты сегодняшних достижений трудно объяснить молодым, что еще четверть века назад скептики легко называли республику «банановой». Признавая достижения, тем не менее, заметно, что Казахстан нерешительно избавляется от засилья импорта. Столько лет работая в республике, я уже не чувствую себя здесь чужим и не считаю себя посторонним. Хотя наша компания является совместным предприятием, но считаю и говорю о нем, как об отечественном производстве. Имея ввиду казахстанское. Поэтому, говоря о защите местного производства от давления импорта, считаю, что молодому государству Казахстан и его госорганам не хватает сильного национального иммунитета. Патриотизма в хорошем смысле слова, когда «Сделано в Казахстане» должно быть в приоритете.
…А, может быть, тогда дело в качестве? Давайте посмотрим через этот ракурс. Когда мы зашли на рынок Казахстана своим производством, наш девиз было: качество и стабильность. И это не было пустыми словами. Мы первыми внедрили системы качества менеджмента HACCP, ISO. По сей день это работает не только на бумаге, а на практике. Причем так, что без этой системы мы уже не можем производить ни одного грамма продукции.
Поставщиков ингредиентов мы тщательно выбирали и такой подход к ним у нас остается. Используем только витамины и минералы ведущих международных производителей. Выбираем, какого стандарта энзим будем использовать.Именно тот, который работает в кишечном тракте, а не только в кислой среде желудка. Перечитали множество научных материалов, исследований in vivo и in vitro. Сравнивали и выбрали самый эффективный энзим. Недешевый. Более того, оказался самым дорогим на рынке.
Выбрали cамый эффективный микотоксинный адсорбент. Также сравнивали его среди десятка производителей. Остановились на одном из самых эффективных на рынке. И по умеренной цене.
В работе хотели копировать производственные результаты бельгийских, голландских и немецких производителей. Но по бройлерам делали одну ошибку. Хотели на бройлерных казахстанских предприятиях внедрить рационы без использования кормовых антибиотиков и выбрали среднецепочные жирные кислоты, которые полностью заменяют кормовые антибиотики. Цена оказалась в 2-3 раза дороже, чем при использовании антибиотиков, а результаты намного хуже. Не пошло. Не выгодно. Потом попробовали использовать современные и передовые заменители, такие, как капсулированные смеси органических кислот и мертвые клеточные стенки дрожжей. Это дало хорошие результаты, но по цене были все равно дороже, чем использование антибиотиков.
Должен заметить, что пока в России и Казахстане внедряет кормовую технологию выращивания бройлеров с использованием кормовых антибиотиков. Все остальные альтернативы слишком дорогие. Но мы хотели идти впереди паровоза и ошиблись.
…Тогда может быть цена? Несмотря на высококачественные продукты, которые мы используем для производства наших премиксов и БМВД, наши цены является конкурентоспособными. Конечно, когда мышление наших уважаемых производителей мяса птиц и яиц формируется из понятия, что «наше» (т.е. местное) дешевле потому что «плохое», то в этом случае мы уже ничего не можем поделать.
В этом плане вспоминается 2014 год. Курс тенге «рухнул» на 80%. Но почему-то в это время российские производители чудесным образом зашли на казахстанский рынок с ценами ниже нашей себестоимости. Странная ситуация. Мы были в шоке, потому что это было первый раз в нашей истории. Естественно, было потеряно немало наших клиентов. Но в течение года курс рубля и тенге сбалансировался, и мы опять вернулись в свою «тарелку». Были много разговоров по собственному менеджменту, предлагалось поменять поставщиков с более дешевыми и менее качественными продуктами. Но мы выдержали и не предали свои стратегические цели.
…Или все-таки в доверии дело? В определенной степени можно с этим согласится. В этом смысле, как я уже сказал выше, бренд «Сделано в Казахстане» надо раскручивать шире и глубже. И тогда, уверен, наступит время, когда каждый казахстанец, какой национальности бы он не был, будет гордиться своей страной одинаково, а все мы будем гордиться своими бройлерами, куриными яйцами, премиксами и другой продукцией по всему миру.
Лично я горжусь, что, благодаря нашим казахстанским рабочим, менеджерам, технологам, лаборантам и другим специалистам, сегодня мы производим прекрасные продукты под брендом «Сделано в Казахстане». В их числе и компания «Кормовик».
Журнал Феникс-Құс №4/2019