Как хозяйство применяет инновационный подход к производству молока
Мясомолочный комплекс «Сагопшинский» в Ингушетии поставляет натуральную продукцию на весь Северный Кавказ. Для этого была построена ферма с доильным аппаратом-каруселью, специальными домиками для телят и системой контроля за коровами. Подробно о том, как работает предприятие, рассказывает Виталий Халевин в материале ТАСС.
Мясомолочный комплекс «Сагопшинский» в Малгобекском районе Ингушетии производит продукцию под брендом «Молоко Ингушетии». На ферме содержится около 1 тысячи коров голштино-фризской молочной породы, которых три года назад завезли из Удмуртии и Татарстана.
Из-за риска заболеваний коров не выпускают на пастбища, черно-белые буренки круглый год содержатся в загонах. Животные не скучают: у них, например, есть массажер — щетка 50–60 см длиной. Как только корова приближается, она начинает автоматически вращаться. Массаж шеи и спины длится 40–50 секунд. Заодно щетка удаляет грязь со шкуры животных. Коровы спокойно выстраиваются в очередь к массажеру, не толкаются. Еще они посещают процедуру, схожую с педикюром, которую проводит мастер-копытчик. Перед процедурой копыта очищают в ванночках со специальным раствором. Затем коровы идут к мастеру. Копытчик с помощью специального аппарата закрепляет ноги животных и выравнивает копыта.
Буренки содержатся в чистоте, на ферме нет неприятного запаха коровника. Автоматизированная лента убирает отходы, сотрудники фермы ежедневно вывозят их за пределы комплекса. К концу года предприятие рассчитывает получить статус племенного завода, и это требует высоких стандартов содержания животных.
Дойка в «карусели»
По словам специалиста мясомолочного комплекса Беслана Цечоева, хороший тонус коров положительно отражается на качестве молока. В сутки на мясомолочном комплексе его производят до 10 тонн. «До конца 2018 года построим три новых корпуса. В результате только дойных коров у нас будет 1,2 тыс. голов, не считая телят и молодняка», — говорит Цечоев.
Для увеличения надоев в ингушском мясомолочном комплексе освоили методику европейских ферм — включают коровам классическую музыку. «Она успокаивает животных, и в результате они дают много молока», — поясняет собеседник агентства. Принцип работы доильного аппарата схож с каруселью, в которой занимают места животные. Пока идет дойка, «карусель» с коровами вращается. За автоматизированным процессом следят несколько доярок и аппаратчик — его рабочее место напоминает операторскую в кинотеатре.
На каждой корове установлен порядковый номер и датчик. «Таким образом оператор не пропустит ни одну буренку. Если, например, он видит, что корова не пришла на дойку, а бывает и такое, то он останавливает процесс и просит пригнать животное в корпус по надою молока», — поясняет Цечоев.
С натуральным молоком работать непросто из-за высоких требований к качеству продукта. «Молоко у нас первого сорта. Его охотно покупают жители не только Ингушетии, но и Ставропольского края, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечни. У нас есть свой завод по производству молочной продукции, где в сутки мы можем перерабатывать 24 тонны молока. На заводе производим 12 наименований продукции, в том числе молоко различной жирности, кефир, сметану, сыры разных сортов, творог. Продукция реализуется в специализированных магазинах в Ингушетии. Продаем и частникам. Некоторые из них в день покупают по одной тонне, перерабатывают, а затем реализуют в своих населенных пунктах», — говорит Цечоев.
Правильное питание и хорошее настроение
Качество молока зависит от рациона питания коров.»У нас есть свой кормоцех. Кукурузу, пшеницу мы выращиваем на полях общей площадью 1,3 тыс. га. Таким образом, делаем экологически чистый сенаж, который коровы очень любят из-за высокого содержания в нем протеина. В корм также идет подсолнечный жмых и соевый шрот. Эти ингредиенты мы закупаем», — рассказывает Цечоев.
Коров, которые должны телиться, сажают на диету. «Мы уменьшаем порции, чтобы животные были стройнее. Так им легче будет при отеле, и телята рождаются более здоровые, поясняет специалист мясомолочного комплекса. Эти животные содержатся в отдельном корпусе, они больше отдыхают, менее подвижны. В каждом корпусе установлен климат-контроль. Поэтому переохлаждение или перегрев коровам не грозит, добавляет Цечоев.
Телят до трех месяцев содержат в специальных пластиковых домиках. На некоторых из них — наклейки в виде улыбающегося солнца. «Это для поднятия настроения телятам. До трех месяцев мы их поим молоком через специальную поилку с соской, подкармливаем. Через три месяца переводим в среднюю группу, где даем уже сенаж. В основном у нас телочки, но попадаются и бычки. Их мы продаем населению за 20 тыс. рублей. Недешево, но у нас породистые коровы, и многие наших бычков забирают для дальнейшего вскармливания и воспроизводства молочной породы коров», — говорит Цечоев.
Экономика «зеленой фермы»
На ферме работают 68 человек. Еще десять — в мясомолочном комплексе. «Хорошие кадры всегда на вес золота. До работы на ферме я работал начальником в ГАИ. Отец сказал: давай переходи сюда работать. Перешел и не жалею… Конечно, звали назад, но я отказался», — рассказывает Цечоев.
Некоторых специалистов сюда приглашают из соседних регионов: например, из Кабардино-Балкарии приехали ветврачи, зоотехник. Из соседнего Моздокского района Северной Осетии — специалист по искусственному осеменению животных. Для приглашенных работников построили общежитие на девять комнат с душем и столовой. «Наши специалисты учатся у приглашенных… Думаю, скоро они их заменят. С расширением корпусов планируется увеличить штат до 90 человек. Проводим и профориентационную работу — приглашаем детей на экскурсии», — говорит Цечоев.
По его словам, среди молодежи есть те, кто хочет работать на ферме. «Молодые люди понимают, что могут получить постоянный заработок, поэтому и приходят устраиваться к нам на работу».
Производить и продавать экологически чистое молоко сейчас не очень выгодно, считает специалист. «Многие магазины не хотят работать с натуральным продуктом из-за небольшого срока хранения в пять-шесть суток. У ультрапастеризованной продукции срок хранения значительно больше, но в ней убиваются как вредные, так и полезные бактерии. Поэтому мы построили в Назрани и Малгобеке специализированные магазины. Сейчас нам выделили земельные участки, на которых мы будем строить новые торговые точки», — поясняет Цечоев.
По его словам, сделать прибыльным производство экологически чистой продукции могла бы организация мини-кластера на базе предприятия, чтобы там проходили все стадии процесса от заготовки кормов до переработки и реализации готовой продукции.
«Чтобы проект по производству молочной продукции стал окупаемым, ферме нужно иметь минимум 1,2 тыс. дойных коров. На этот показатель мы выйдем к концу 2018 года. У нас амбициозные планы, и мы будем преодолевать все сложности для их достижения», — говорит специалист.
Источник: ТАСС